Недавно
Владимир Евтушенков, основной акционер АФК «Система», вышел в правительство России с предложением запретить ввозить в Россию навигационное оборудование без встроенного модуля системы ГЛОНАСС. Критики сразу отреагировали: потребителю силой навязывают некондиционный отечественный товар. Однако есть и прямо противоположное мнение: российские ГЛОНАСС/GPS-приемники вполне конкурентоспособны, и Россия может диктовать условия на рынке услуг навигации.
Свои аргументы привел
Евгений Белянко, главный конструктор группы компаний «M2M телематика», которая является одним из крупнейших российских производителей ГЛОНАСС/GPS-оборудования.
— Евгений Александрович, скажите честно, насколько система ГЛОНАСС отстает на сегодня от NAVSTAR GPS? Вы всерьез считаете, что преимущества ГЛОНАСС способны вытеснить GPS-оборудование с российского рынка?— Сколько бы ни было шума и пиара, есть объективная реальность: в мире существует всего две действующие глобальные навигационные системы: ГЛОНАСС и GPS. Ни та ни другая не идеальны. Например, у GPS есть довольно большое «темное пятно» в районе Байкала — так выстроены орбиты спутников. Если посмотреть на карту покрытия GPS, которая есть на официальном сайте, то видно, что полярные области покрыты хуже, чем экваториальные, что объясняется принципами построения этой системы. У ГЛОНАСС же выбраны такие орбиты, что север России, полярные области покрыты очень хорошо. Из-за того что спутниковая группировка на настоящий момент неполная, есть несколько небольших «темных пятен». Но главная интрига нынешней ситуации заключается в том, что, быть может, за всю историю современного хай-тека в нашей стране мы сделали заявку глобального уровня.
— Заявку-то мы сделали давно, вот только российских пользователей вполне устраивает GPS-навигация…— Пока устраивает. В области навигации сложилась уникальная ситуация — удалось спасти тот задел, который был создан в Советском Союзе. В отличие, скажем, от сотовой связи. Сегодня мало кто знает, что «Алтай» — одна из первых в мире транкинговых систем связи — был создан в 60-е годы прошлого века на базе передовых (на тот момент) технологий радиосвязи. В эту систему вовремя не вложили денег, поэтому она проиграла конкуренцию с зарубежными разработками. И потом, развитие нашего рынка сотовой связи, как, впрочем, и рынка персональных компьютеров, определялось вовсе не отечественными производителями, и правила игры устанавливали не мы.
Система ГЛОНАСС в полном виде — все 24 спутника — была развернута в 1995 году. А к 2001-му осталось всего шесть работающих спутников, и система была неработоспособна с практической точки зрения. Но решение о восстановлении ГЛОНАСС не опоздало безнадежно. Ее смогли восстановить до нормального работоспособного состояния.
— Говорят, что она просто дублирует GPS...— ГЛОНАСС и GPS не являются результатами копирования друг друга, хотя имеют похожие технические характеристики и принципы построения. Причем двухрежимные приемники ГЛОНАСС/GPS для профессиональных применений используются очень давно. Еще с 2000 года все профессиональные геодезические приемники двухстандартные. На Западе есть масса публикаций, которые четко описывают преимущества таких приемников. Получилось, что у нас была оригинальная технология, вполне качественная. Но вот с адаптацией этой технологии под обычного пользователя было плохо. Потому до последнего времени на нас смотрели с некоторым пренебрежением — мол, русские опять что-то чудят. И вдруг оказалось, что все это очень серьезно: спутники запускаются, группировку в этом году достроим, будут даже резервные аппараты в каждой плоскости. То есть ГЛОНАСС — это реально функционирующая система в полном объеме. Западная коммерческая мысль тут же заработала, и там сейчас формируется четкий тренд: все высококачественное потребительское оборудование — это ГЛОНАСС/GPS-системы.
— Звучит амбициозно...— Поскольку система ГЛОНАСС принадлежит нам, вся идеология этой системы была разработана нами, мы фактически начинаем формировать и задавать правила игры. В этом ключевое отличие от сотовой связи: технология GSM пришла к нам с готовой системой стандартов, как технических, так и организационных, и у нас не было иного выхода, как играть по уже установленным правилам игры. В системе спутниковой навигации ситуация обратная: у нас есть установленные правила игры в виде действующей системы, закона «О навигационной деятельности», который определяет, что сигнал предоставляется всем желающим безвозмездно, интерфейсный контрольный документ открыт, переведен на несколько языков мира и, соответственно, всем доступен. ГЛОНАСС-приемник может сделать любой желающий, все данные открыты.
— Вот вы говорите, что мы устанавливаем правила игры? Мы-то можем их устанавливать сколько угодно. А кто заставит весь остальной мир играть по этим правилам?
— А вы встаньте на сторону производителя навигационных устройств. Есть очень хорошие компании, которые из года в год производят очень хорошие чипы GPS-приемников: первое поколение, второе, третье, четвертое. На дворе кризис, проблемы — вы работаете еще лучше, предлагаете уже пятое поколение. А потребители говорят: «Зачем? У нас и третье поколение хорошо работает». А вы им в ответ: «У нас новый приемник — двухстандартный, обеспечивает гораздо более высокое качество навигации». Так вы формируете тенденцию — люди начинают спрашивать: «У вас двухстандартный приемник?»
— То есть фишка не в том, что это именно система ГЛОНАСС, а в том, что приемник двухсистемный?— Именно так. Потому что поставщикам оборудования надо развиваться, захватывать новые рынки, а мы, определив правила игры, создали им удобный плацдарм для захвата. Соответственно, развитие пойдет в этом направлении.
— А ведь скоро придет еще европейская система Galileo...
— Совершенно верно. А потом появится китайская система Compass, потом еще что-нибудь. Это как с эволюцией персональных компьютеров: на каждом этапе появлялись новые свойства, потребители раскрывали свои кошельки и платили за эти новые свойства. К концу 2020 года все небо будет в навигационных спутниках. На орбите будет находиться чуть ли не 120 космических аппаратов, которые станут обслуживать различные навигационные системы.
— Места всем может не хватить...— Нет никаких принципиальных препятствий на пути создания кооперативных спутников, которые будут обслуживать различные навигационные системы. Спутник — это ведь просто платформа, шасси, обвешанное разнообразной аппаратурой. Он всегда создается в результате кооперации разных бизнесов: одни делают платформу, другие — всякого рода полезные нагрузки, третьи осуществляют запуски, у четвертых — центр управления.
— Но сегодня именно ГЛОНАСС — отличный маркетинговый прием?— Это не только маркетинг. Система, которая принимает одновременно сигналы ГЛОНАСС- и GPS-спутников, в условиях города обеспечивает гораздо более устойчивую навигацию и точность, чем просто GPS или просто ГЛОНАСС, потому что доступных спутников гораздо больше. Чтобы определить координаты, в самом худшем случае достаточно видеть два GPS- и один ГЛОНАСС-спутник или наоборот — два ГЛОНАСС и один GPS. А у нас на подоконнике офисного здания в Москве приемник видит до 18, порой даже до 20 спутников. И это в реальных условиях московской застройки. То есть качество определения местоположения в любом случае будет хорошим. Есть еще и такое техническое соображение: у нас все спутники двухчастотные, то есть работают с двумя сигналами, излучаемыми на разных частотах, что позволяет при одновременном приеме сигналов компенсировать ионосферные ошибки. Иными словами, геодезический приемник высокого класса может гораздо точнее определять свои координаты. Сегодня эти технологии начинают переходить на уровень потребительских устройств. Потому особо уговаривать зарубежных производителей не приходится, и за ГЛОНАСС будут бороться в глобальном масштабе не только российские компании. В будущем году тема продвижения ГЛОНАСС станет суперактуальной, все только об этом и будут говорить.
— А почему сейчас об этом не говорят?
— Сейчас эта тенденция заметна только профессионалам. Еще нет рекламы новых продуктов, потому что чипы выйдут в I—II квартале 2011 года. Плюс полгода на изготовление готовых продуктов. То есть в массовое серийное производство они пойдут осенью 2011 года — плотным мощным потоком. Например, одна из ведущих фирм в свой самый современный чипсет, предназначенный для сотовых телефонов, заложила функции ГЛОНАСС/GPS. Он в будущем году будет выпускаться сотнями миллионов штук и применяться в продукции самых разных крупных компаний. Абсолютно все компании, по крайней мере из топ-10, имеют конкретные планы в отношении ГЛОНАСС/GPS-приемников. Это и китайские, и европейские фирмы. Кто-то это сделает буквально в январе 2011 года, кто-то к концу 2011-го. Но в 2011 году все компании, которые сейчас являются лидерами навигационного рынка, выпустят ГЛОНАСС/GPS-решения. Будут приемники подешевле, будут и подороже. Я знаю характеристики приемников, потому что встречался с представителями этих фирм, но оглашать их пока не имею права. Скажу только, что они вполне достойные. Впрочем, как может быть иначе, коль скоро производители уже инвестировали немалые средства в создание ГЛОНАСС/GPS-аппаратуры?
— Во что же они инвестировали, если обещанных российских чипов для потребительских устройств еще нет?— Полный цикл разработки навигационного приемника составляет примерно 2—3 года. И это дорогое удовольствие — десятки миллионов долларов. Сейчас у зарубежных вендоров идет активная работа: они получают опытные образцы чипов, тестируют их, вылавливают ошибки. Естественно, на начальном этапе будет масса технических проблем — это нормально. То же самое было с GPS, когда выходили первые потребительские чипы. Все происходит по нормальным законам рынка: люди вложились в тему ГЛОНАСС и заинтересованы всячески ее продвигать.
Понятно, что средства вложены в новое поколение чипов, естественно, чуть более дорогих, естественно, чуть более качественных. А потому основная тенденция будет состоять в том, что все условно «премиальное» оборудование будет двухстандартным. Это некоторый такой критерий очень качественного оборудования для потребителя. Понятно, что GPS-оборудование останется, но оно сразу в глазах потребителя станет как черно-белый телевизор. Есть дорогой — цветной, а те, кто победнее, те черно-белые покупают.
— Но все ваши аргументы упираются в отечественные чипы. В какой стадии разработки они находятся?— Сейчас отечественные компании осваивают серийное производство российских двухсистемных приемников нового поколения: компактных, одночиповых, с малым энергопотреблением. Их запустят в серийное производство в конце 2010-го — начале 2011 года.
— По габаритам, энергопотреблению эти приемники готовы к встраиванию в персональные устройства?— Надо дождаться их выхода в серию, но по заявленным характеристикам это достойные приемники. Они не требуют танкового аккумулятора, сотовый телефон с этими приемниками не будет размером с кирпич. По своим характеристикам эти чипы позволяют делать портативные устройства. Начиная с декабря нынешнего года и до конца 2011-го различные российские фирмы в соответствии со своим графиком будут выводить на рынок свои решения.
— Мощности наших компаний позволяют организовать серийное производство?— В производстве чипа есть два компонента. Первый — разработка чипа, второй — его тиражирование. Разработка чипа — это технология, которая на современном уровне освоена российскими компаниями. Но производственных мощностей, позволяющих делать эти чипы по современным техпроцессам, в России пока нет. Поэтому дизайн чипов разработан в России, но производить их будут за рубежом на крупных кремниевых фабриках.
— И уже найдены зарубежные фабрики, которые готовы принять наши заказы?— Конечно. Есть масса зарубежных фабрик, готовых отрабатывать наши заказы. Они уже сейчас ведут работы по адаптации своих производств к нашим заказам.
Адаптация — это сложная работа, требующая кооперации разработчика и инженерного центра при кремниевой фабрике, так называемого дизайн-центра. При каждой кремниевой фабрике, как правило, создается целое семейство дизайн-центров. Каждый имеет свою специализацию, потому что микросхемы бывают разные. Тот же ГЛОНАСС/GPS-приемник — это одна микросхема, но внутри у нее два кристалла: RF-кристалл, который осуществляет прием высокочастотных сигналов, и кристалл цифровой обработки. Тот же самый кремний, казалось бы, те же самые 130 нм, но это совершенно разные техпроцессы. И тот и другой можно делать на одной фабрике, на одном и том же оборудовании, но нужны разные настройки — важна последовательность нанесения слоев, масок и т. д. Это, кстати, к вопросу о том, не получим ли мы в результате программы ГЛОНАСС отечественные «Жигули», которые будут хуже и дороже зарубежных устройств. Сейчас, уже почти вне зависимости от нашего желания, тему ГЛОНАСС будет развивать много компаний в мире. Когда проекты по вводу современных полупроводниковых мощностей в нашей стране завершатся, это производство будет перенесено в Россию. Когда это произойдет, сказать не могу, у меня нет точной информации.
— Где это будет территориально?— Скорее всего в Зеленограде. Это все очень долгие циклы. Кремниевую фабрику нельзя взять и построить, как склад. Срок ввода фабрики в эксплуатацию — до пяти лет. Ведь это подразумевает развертывание оборудования, обучение персонала, создание множества сервисных компаний, потому что эта фабрика требует специальных расходных материалов, специального обслуживания. Это целая комплексная инфраструктура, по сути небольшой город.
— Известно, что владельцы зеленоградских предприятий электроники закупают за рубежом производственные комплексы. Но ведь это предыдущий уровень развития, если считать в нанометрах. Самый передовой кто ж нам продаст?..— Сами по себе нанометры не так много значат. Если говорить о тех производствах, которые остались в наследие от Советского Союза — 1 мкм или 800 нм, — это действительно предыдущее поколение. Хотя даже по этим технологическим процессам можно выпускать вполне современные микросхемы. Но для других целей. Навигационный приемник по технологии 800 нм вы, конечно же, не сделаете — это будет приемник для танка, но есть много направлений, где по этой технологии можно успешно производить конкурентоспособную продукцию. Поэтому понятие предыдущего и последующего уровней в микроэлектронике достаточно условно.
— Каковы требования к производству современного ГЛОНАСС/GPS-приемника?— Для современного ГЛОНАСС/GPS-приемника требуется технология 130 нм. В мире имеются технологии производства 90, 65, 45 нм. Но конечные потребительские свойства продукции не зависят линейно от вида используемого техпроцесса. То есть нельзя сказать однозначно, что приемник, изготовленный по технологии 65 нм, лучше того, для которого использовалась технология 130 нм. У каждой из четырех названных технологий есть свои плюсы и минусы. Для некоторых областей применения 130 нм используют не потому, что у кого-то нет денег на более тонкий техпроцесс, а потому, что он вреден. Например, когда мы начинаем уменьшать размеры, у нас возрастают токи утечки. Потому 130 нм — это дешевый техпроцесс, отлаженный, у него маленькие токи утечки, легко делать малопотребляющие устройства, а 90 нм — гораздо более дорогой техпроцесс, там острее стоит проблема токов утечки. То есть по технологии 130 нм целесообразно производить малопотребляющую электронику умеренного класса сложности, к которой относится ГЛОНАСС/GPS-приемник. А вот, скажем, современный процессор Atom для ноутбука вы не сделаете по 130 нм, он гораздо сложнее, чем навигационный приемник. Прежде чем кричать «Даешь 90 нм! Даешь 45 нм!», нужно понимать, какова цель разработки и конкретный дизайн.
— А каковы потенциальные объемы рынка этих устройств, например, в нашей стране?— Профессиональные решения — это сотни тысяч устройств в год, в первую очередь автомобильные системы мониторинга. На следующий год добавятся потребительские устройства. В ближайшие как минимум пять лет все, что касается навигации, будет расти на 30 процентов в год и выше. Это будет очень динамично развивающийся рынок.
— Главным стимулом будут потребительские или профессиональные решения?— Эти две ниши пока нельзя сравнивать. Портативного пользовательского оборудования сегодня нет, а вот в части систем мониторинга транспорта у нас совершенно профессиональное производство. Есть несколько фирм, которые занимаются разработкой, серийным производством, поставками, внедрением решений. Потому что те десятки тысяч единиц автомобильного транспорта с системами мониторинга, которые ежегодно вводятся в строй, на коленке не делаются. Тиражи 5—10 тысяч изделий в месяц — это серьезные вещи. И заполнен этот рынок пока незначительно — буквально единицы процентов.
— Почему так мало?— Сейчас происходит «фазовый переход» в новое состояние массовых поставок. На первый взгляд, что сложного? Взять телематический терминал, прикрутить его на машину, антенну выставить, и все — поехали. Но если вы в гараже оборудуете одну «Газель» в день, это действительно просто. А теперь представьте, что к вам приходит крупный заказчик и говорит: «Мне нужно 10 тысяч машин. Оборудуйте. Возьмите на обслуживание. И отвечайте за то, что в той или иной машине навигационное оборудование не работает». А ведь системы мониторинга транспорта — очень непростая вещь. Это не тот потребительский автомобильный навигатор, который стоит на торпеде машины и что-то показывает или не показывает. Это сложнейший софт, серверы, даже если это небольшая система на десять машин. И вот теперь, когда эту сложность научились скрывать, когда она упакована в красивую коробочку телематического терминала и все это работает, продукт можно массово продвигать.
— Как в этом свете расценивать инициативу о запрете ввоза в Россию GPS-оборудования?— Продолжая автомобильную аналогию, запрет на ввоз «чистых» GPS-продуктов, по сути, означает запрет ввоза автохлама. Потому что, как я сказал раньше, «чистые» GPS-продукты неизбежно попадут в нишу дешевой продукции. Посмотрите на российскую историю запретов, например, когда в 90-х годах в страну пошел мутный поток импортной бытовой техники с инструкциями, размноженными на ксероксе, непонятно кем переведенными. Было принято законодательное решение — все, что продается на территории России, должно иметь инструкцию на русском языке. Если есть меню, оно тоже должно быть русифицировано. И у нас появился цивилизованный рынок: купить в магазине кофеварку без инструкции на русском языке — это нонсенс. И здесь, лоббируя интересы отечественной системы, отечественных приборостроителей, мы строим цивилизованный рынок. Ведь в автомобили давно встраиваются системы навигации, и требования их русификации давно уже обсуждаются. Вполне логично их объединить с требованием поддержки ГЛОНАСС/GPS. Фактически мы делаем дополнение к правилам игры, которые создали раньше, — мы их дополняем в части обязательного использования ГЛОНАСС/GPS-оборудования. То есть государство в случае такого решения будет действовать очень профессионально.
— Сравнение «чистых» GPS-устройств с автохламом — это жестко. В каком направлении идет развитие систем навигации? Где можно ожидать прорывов?— Есть планы по развитию ГЛОНАСС и GPS. У американцев с 2015—2018 годов начнет стартовать система GPS Block III, которая будет использовать новые сигналы. У нас спутник нового поколения ГЛОНАСС-К пойдет в текущем году на летно-конструкторские испытания. На основе этого спутника будет строиться следующее поколение системы ГЛОНАСС: с новыми сигналами, новыми возможностями. Параметры развития там хорошие.
В целом надо сказать, что скорость развития GPS-оборудования намного ниже скорости развития ГЛОНАСС-оборудования. Нам надо компенсировать отставание, и мы сейчас бежим очень быстро. Это стороннему потребителю кажется, что еще не догнали — устройства еще большие, но мы бежим очень быстро.
— В какую сторону бежим?— Все навигационные системы развиваются по трем направлениям — это три крупных сегмента рынка. Первый — коммерческое непрофессиональное оборудование, то есть сотовые телефоны, коммуникаторы, навигаторы и т. д. Их главный отличительный признак — жизнь человека от этого устройства не сильно зависит. Если навигатор приведет вас не в тот ресторан или даже просто сломается, вы разозлитесь, может быть, выкинете его, максимум — пойдете в суд, потребуете обратно деньги. Но не сильно пострадаете. Второй сегмент — коммерческое профессиональное оборудование, которое используется в профессиональных приложениях. К нему есть четкие требования, это оборудование сертифицируется. Никому ведь не придет в голову пойти в салон связи, купить там навигатор и использовать в профессиональных целях. Это несерьезно, потому что уровень ответственности при изготовлении совершенно разный. Третий сегмент — коммерческое оборудование со специальными требованиями. Это прежде всего высокоточные задачи: геодезия, картография, системы мониторинга инженерных сооружений с высокой ответственностью (например, мосты). Там стоимость уже не десятки долларов, а сотни тысяч долларов, потому что мера их ответственности очень высока. Есть специальное оборудование для авиации, морского, речного транспорта. Оно предъявляет специальные требования в силу особых условий своей эксплуатации. Там важны и надежность, и само исполнение — есть набор ГОСТов на соответствие климатическим, вибрационным и прочим особым условиям.
Что же касается потребительских свойств всех устройств, то здесь, безусловно, один магистральный тренд — информирование пользователя о качестве навигации. Ведь навигационное оборудование законов физики изменить не может: если вы оказались в туннеле или под эстакадой, сигнал может не проходить. Но качественное оборудование всегда показывает, какова реальная точность навигации, качество навигационного сигнала и даже состояние орбитальной группировки, потому что там тоже бывают всяческие пертурбации, солнечные вспышки, ионосферные возмущения. Новая структура сигналов, новые сервисы, которые будут и в ГЛОНАСС, и в GPS, нацелены именно на это — информирование пользователя: вам скажут не только, где вы находитесь, но и с какой точностью определены координаты, и вы будете понимать, какова вероятность того, что реальность совпадает с тем, что показывает прибор.
Все делается для того, чтобы пользователь знал, можно доверять этим данным или нет. Рано или поздно появятся такие пользовательские приемники, в отношении которых и производитель, и поставщик навигационного сигнала будут нести полную юридическую ответственность за их работоспособность. Подобно тому, как сейчас производитель автомобиля гарантирует работоспособность, скажем, ремней безопасности. Это возможно потому, что система испытаний автомобильной безопасности очень четкая и очень отлаженная. Навигационный приемник пока не может гарантировать, что его данные достоверны. Над этим как раз все работают.
Справка www.gps.com.ua По итогам 2009 года весь мировой рынок спутниковой навигации и позиционирования оценивался в 55 миллиардов долларов, а в 2011 году, по прогнозам экспертов, он достигнет 90 миллиардов долларов. Российский сегмент, по оценкам компании «Навигационно-информационные системы» (НИС), составлял в 2009 году около 1 процента мирового рынка — 550 миллионов долларов (включая доходы от продажи конечных устройств). При этом в структуре продаж оборудования с навигационными функциями у нас доминируют устройства на базе технологии GPS. Так, по данным SmartMarketing, в 2009 году было продано более 700 тысяч коммуникаторов с функцией GPS и более 400 тысяч автонавигаторов.
Ожидается, что в период с 2010 по 2018 год рынок спутниковой навигации будет расти в среднем на 38 процентов в год. К 2016 году только АФК «Система» (владеющая долей НИС) планирует довести выручку от навигационных и геоинформационных услуг до 1 миллиарда долларов. Возможности для рывка есть. В последние годы на доработку и развитие системы ГЛОНАСС было потрачено около 70 миллиардов рублей, что позволило развернуть ее в полном объеме. Но вот времени для конвертации этих возможностей в конкретные рыночные доли не так много. Через 3—4 года ожидается запуск европейской системы навигации Galileo, что в корне изменит рыночный «ландшафт». Потому, по мнению руководства НИС, у нас есть всего 3—4 года для того, чтобы распространить технологию ГЛОНАСС на глобальные рынки. В противном случае она окажется неконкурентоспособна.
Обсудить новость на форуме >>