|
Новости
-
-
03.04.2009
-
Что спасет от камер гаишников - реальные тесты
-
Сегодня.ua проверили все способы защиты и выяснили: только один из них спасает от камер гаишников.
Подавляющее большинство нарушений ПДД, зафиксированных работниками ГАИ, — превышение скоростного режима. В течение последних нескольких месяцев это нарушение в большинстве случаев фиксируют при помощи стационарных камер наблюдения и спецсредства «ВИЗИР»: штрафы приходят водителям по почте. Естественно, что водители пытаются бороться за свой кошелек всеми мыслимыми и немыслимыми методами.
Первое, что приходит на ум большинству автомобилистов, — сокрытие номера автомобиля, чтобы гаишники не могли идентифицировать нарушителя. Но самый простой, на первый взгляд, способ — облепить номер грязью — может привести к тому, что водителя, согласно ст. 121 КоАП, оштрафуют на сумму от 170 до 255 грн., а повторное на протяжении года подобное нарушение чревато штрафом от 255 до 510 грн. либо общественными работами от 30 до 40 часов с оплатной либо безоплатной(!) конфискацией транспортного средства. Соответственно, для защиты против камер требуется что-то более хитрое, чтобы контролирующие органы не могли увидеть умышленные попытки закрыть номерной знак.
На подобного рода спрос рынок отреагировал моментально. Практически на всех авторынках страны и в специализированных магазинах стали продавать чудо-средства, способные скрыть номер от гаишников так, чтобы ни один инспектор не догадался. Чего только не придумали умельцы: лак для покрытия номера Photo Blocker, Spy-рамка (окруженная светодиодами, призванными засветить объектив камеры), рамки с затемнением, рамки с отражателями и другие девайсы. Есть и более дорогие средства — электронные приборы, вычисляющие радары на основе улавливания излучения. Кроме того, нам удалось найти и несколько самодельных «противокамерных» устройств.
Потратив немало редакционных денег, мы накупили в столичных магазинах все виды защиты и проверили, какое устройство по-настоящему является эффективным. Сразу оговоримся: мы принципиально не тестировали те устройства, за которые законом предусмотрена какая-либо ответственность.
Дабы быть получить по-настоящему объективную картину, испытания мы провели в самых настоящих полевых условиях: в 50-километровой зоне вокруг Киева, центре города и на Столичном шоссе.
КТО ПРОТИВНИК
1. Мобильные фоторадары. Главное оружие инспекторов ГАИ против нарушителей — радиолокационный видеозаписывающий измеритель скорости «ВИЗИР». Это устройство было разработано в России на базе предприятия оборонного комплекса РФ. Министр МВД Юрий Луценко, хвастаясь «ВИЗИРом», сообщил нам, что всего было закуплено 367 единиц, планировалось больше, но, увы, кризис. Денег не хватает. Впрочем, и того, что есть. более чем достаточно: с момента начала действия новых штрафов было выписано постановлений почти на 400 миллионов гривен.
Устройство состоит из двух независимых блоков — измерителя скорости и цифровой фотовидеокамеры. Камера включается как автоматически при превышении едущей машиной заранее выставленного лимита скорости, так и вручную — автоинспектором.
2. Камеры внешнего наблюдения. В данный момент в крупных городах Украины и на некоторых загородных трассах установлены камеры наружного наблюдения со встроенным радаром. Устройство работает постоянно, а при превышении скорости включается датчик, активирующий фотокамеру.
УСТРОЙСТВА ЗАСВЕТКИ КАМЕР
Фотоблокер
Начали испытания с самого «легендарного» устройства (его активно рекламируют на американских сайтах уже лет 20) шумахера — спрея PhotoBlock. По заявлению продавцов, внутри баллона — спецлак на нитрооснове. Нанести его можно на номер, после чего его поверхность станет гладкой и приобретет отражающие свойства. Отраженный от номера пучок лучей инфракрасной вспышки камеры должен создавать засветку на матрице камеры. Купить его удалось через интернет, стоимость 400 грн. Дороговато, конечно, но, с другой стороны, минимальный штраф за превышение скорости — 255 грн.
Что же, попробуем устройство в деле и покроем им поверхность номера. Для начала испытаем обычную цифровую мыльницу. Щелчок, смотрим снимок. Увы, ничего особо не изменилось. Номер как читался невооруженным взглядом, так и читается на фотоаппарате. Что такое? Может, фотоаппарат не тот? Подъезжаем к гаишнику с «ВИЗИРом» и просим отснять. Ничего сенсационного не произошло: номер прекрасно читается и на экране фоторадара.
Попробуем сымитировать работу камеры наружного наблюдения. Для этого профессиональный цифровой зеркальный фотоаппарат подняли нам высотку 5 метров и попробовали заснять автомобиль. И тоже ничего особого обнаружить не удалось: что при съемке со вспышкой, что без вспышки номер читался прекрасно.
SPY-рамка
На рынке за 250 гривен нам удалось купить спецрамку для номерного знака, в нижней части которой укреплены 24 светодиода, по заверениям производителя, «невидимого глазу инфракрасного излучения». Они подключены к бортовой сети и делают номер «пересвеченным». Теоретически работающая в инфракрасном режиме камера, экспозиция которой выставлена по более темному окружающему фону, зафиксирует на месте номера только яркое пятно.
Подключили к гнезду прикуривателя согласно руководству из интернета и наставлениям продавца, доставившего товар. Но какого-то эффекта при помощи обычного цифровика добиться не удалось — номер прекрасно читался во всех ракурсах. То же самое и с «ВИЗИРом»: расчеты создателей SPY-защиты не оправдались. Быть может, засветку можно сделать при определенных условиях или если направить лучи прямо в объектив, но мы проводили испытания в полевых условиях, а не в лабораторных.
Рамка-искажатель
Такая рамка представляет из себя пластиковую крышку, которая одевается сверху на номер. По заверениям продавца, разлинованный пластик должен ограничивать угол видимости номерного знака при взгляде на него под большим углом сверху — законы физики допускают искажение при определенном угле обзора по причине преломления лучей. По такому же принципу должна отражаться фотовспышка.
Увы, эксперимент с этой рамкой также не дал ожидаемого результата. Никакой засветки ни фотоаппарат, ни «ВИЗИР» не зафиксировали. С другой стороны, если сделать эту рамку менее прозрачной, по идее, номера действительно не будет видно. Но такое нарушение попадает под действие вышеперечисленной статьи 121 КоАП.
ПРОВЕРЯЕМ «АНТИРАДАРЫ»
Для более реалистичных автомобилистов на рынке предлагают более продвинутые средства — антирадары. Сразу оговоримся, что различают два типа подобных устройств: радар-детекторы и антирадары (в прямом смысле этого слова). Первое устройство не является запрещенным: ни в одном из законов не написано о том, что нельзя пользоваться радар-детекторами.
Принцип действия таких радар-детекторов очень простой: пассивный приемник настроен на те же частоты, которые используют приборы ГАИ. Для замера скорости радар ГАИ принимает излучение, отраженное от автомобиля, а радар-детектор — прямое, поэтому радар-детектор всегда способен обнаружить радар намного раньше по времени, чем тот замерит скорость автомобиля! Так, если гаишник «стрельнет» из своего радара за 400 метров от автомобиля (дальность действия устройства «Визир»), то до того момента, как автомобиль приблизится на видимое расстояние 80 м у водителя есть возможность сбавить скорость до разрешенной.
А вот за использование антирадаров может последовать даже уголовная ответственность, поскольку они заглушают «государственные» частоты. «Проблема в том, что «антирадар» сбивает настройки обычного радара, — рассказал нам один из инспекторов ГАИ, — после этого его необходимо наново калибровать, а это удовольствие недешевое. Фактически ответственность наступает именно за порчу государственного имущества по ст. 352 УК Украины (штраф от 850 до 3400 грн. либо арест на срок до 6 месяцев или лишение свободы сроком до 4 лет). Обнаруживают антирадар также элементарно: «Если мы видим, что автомобиль несется, а радар показывает какую-то ерунду, нарушителя мы догоним и произведем досмотр. Дальше последует задержание». Официально такие приборы в Украине не продают, потому как они не прошли сертификации, однако на авторынке нам предложили его купить за $600. Преступать закон мы не привыкли, поэтому от такого предложения отказались.
КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕТЕКТОРЫ
Главным критерием выбора радар-детектора является его чувствительность и возможность максимального отсеивания ложных сигналов. Именно этими параметрами в основном и отличаются радар-детекторы разных ценовых групп.
Во всех существующих радар-детекторах радиосигнала используется 2 типа усиления сигнала: прямое и усиление на основе гетеродина (или супергетеродина). В первом случае — радар дешев в производстве и настройке. Второй метод наиболее технологичен и прогрессивен, и используется во всех среднебюджетных и топовых по цене радар-детекторах. Плюсами является чрезвычайно высокая чувствительность и селективность частот. Однако по причине высокой чувствительности возрастает процент помех, и требуется настройка усилителя по частотам и создания сложных схем отсеивания ложных помех — отсюда и высокая цена.
Абсолютно все радар-детекторы, представленные на нашем рынке, работают с X-диапазоном (частота 10525 МГц, чувствует радары типа «Барьер», «Сокол» — внешне похожи на ручной фен), K-диапазоном (24150 МГц, «Беркут», «Искра-1», «Визир» и их модификации) и Ka-диапазоном (34700 МГц, в Киеве на нем работают экспериментальные камеры), а также не используемые в Украине Ku, VTG диапазоны.
Для того чтобы почувствовать разницу на практике, мы закупили как дешевые (300—700 грн.), средние (700—1500 грн.), так и дорогие модели (1500—4000 грн.). Первую линейку представляла модель корейского производителя Crunch 2170. Вторую — Whistler XTR 330, Cobra XRS-9300. Честь дорогих защищали модификации «средних» радаров Whistler XTR 575, Crunch Silver Bullet и модель компании Beltronics PRO RX65 за 3,5—4 тыс. грн.
ХОД ИСПЫТАНИЙ. Проверку мы проводили на одном автомобиле и потратили на это несколько дней. Начали с недорогих моделей, которые установили рядом друг с другом и закрепили на торпеде. Вот тут и начались сложности. Во-первых, у дешевых радаров очень короткий шнур, который приходится тянуть к прикуривателю с торпеды, во-вторых, плохие «присоски» (детекторы постоянно падали). Впрочем, оглядываясь на цену, с этим можно смириться — лишь бы работало.
Лабораторные условия для испытаний радар-детекторов мы не создавали, да и незачем: ведь работать им надлежит в городской реальности с кучей помех. Поехали по Столичному шоссе — гаишники в «Визирами» там стоят постоянно. Однако устройства дружно запиликали и засветились всевозможными огоньками еще по пути, на Окружной дороге. Через несколько минут это начало раздражать, а затем еще и появилась паранойя — за каким углом прячется гаишник. Впрочем, разгадка оказалась простая: дешевые детекторы реагируют на автоматические двери заправок и супермаркетов. Кроме того, они пищат еще и возле банкоматов. Но и это можно терпеть — устройства на двери показывают только 2-й уровень опасности. Главное, чтобы реагировали на радары.
На «Столичке» детекторы сработали практически одновременно, показывая 4-й уровень опасности K-диапазона. Ровно через километр стоял инспектор и снимал автомобили на «Визир». Работает! При подъезде к инспектору индикаторы засветились 9-м, наивысшим уровнем опасности, причем какой-либо разницы в реакциях моделей обнаружено не было.
А как насчет камер? Пробуем проехать по Бориспольской трассе. Устройства запищали сразу и не переставали пиликать до конца дороги! Что ж, кто предупрежден, тот вооружен. Дальше по Броварской трассе устройства показывали предупреждение X. И действительно, через полтора километра (по данным одометра) стоял инспектор с «феном».
Пробуем провести аналогично проверку детекторов средней ценовой категории. Разница проявилась сразу: вместо «телефонных» скрученных проводов производитель предусмотрел нормальные длинные шнуры, а присоски четко прикрепились к стеклу. Но, что касается помех, то ничем эти проборы нас не порадовали — детекторы реагировали абсолютно на все двери современных АЗС. Мягко говоря, раздражает и сбивает с толку. Но проявилось и еще одно преимущество: радары ГАИ устройства четко определяли за 1,5—2 км. Сразу стоит отметить солидный внешний вид и отличное крепление с добротным проводом. Закрепить на стекле его удалось четко и без проблем, а звук детектора приятнее. В работе тоже претензий намного меньше: на помехи от дверей прибор реагирует реже, зато выявляет гаишников заблаговременно — за два-три километра.
Наш вердикт: потратить деньги на подобное устройство смысл есть. Тем более что, по нашим ощущениям, радар-детектор позитивно влияет на безопасность движения: услышав предупреждение прибора, водитель сразу же сбрасывает скорость и едет небыстро. Окупается прибор моментально (фактически его стоимость равна трем штрафам).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GPS-НАВИГАТОРОВ
Для испытания мы приобрели GPS-навигатор одного из мировых производителей за 4,5 тыс. грн. с функцией обнаружения засад ГАИ. В памяти навигатора "зашиты" карты, на которые нанесены все известные места расположения патрулей и камер. Примерно за 500 метров до засады на дисплее навигатор высвечивается предупреждение: «Осторожно, засада!». Испытания устройства показали его полную надежность — практически во всех случаях предупреждения мы впоследствии видели патрульные автомобили. Правда, всегда есть вероятность, что ГАИ поменяет расположение патрулей. Тогда все усилия потрачены зря.
Наш вердикт: при условии, что производитель постоянно выпускает обновления карт, потратиться на навигатор смысл есть.
ИДЕИ ИЗ НАРОДА
Голь, как говорится в народной пословице, на выдумки хитра. Поэтому наш народ придумывает свои способы сокрытия номерных знаков. Мы выбрали наиболее интересные.
- Кулек на бампере. Наш читатель из Одессы Игорь К., который постоянно мотается в Киев по трассе, перед выездом делает очень просто: вешает на передний номерной знак кулек и едет, выбирая скорость, исходя из дорожных условий, а не развешанных повсюду знаков «40». «За последние три месяца не было ни одного штрафа», — пишет хитрый одессит. Два раза его остановили гаишники и предъявили претензию, что номер закрыт, но заявление о том, что кулек прицепился по дороге, снимает все вопросы. Причем, по словам Игоря, его сосед этот способ еще и усовершенствовал. «Он врезал форсунки омывателя фар над номерным знаком и когда останавливают гаишники, просто снимает кулек напором воды», — делится читатель.
- Метод Джеймса Бонда. Работник автосервиса Роман Ч. использует для защиты от штрафа собственную разработку — номерной знак с электроприводом. Нажатием кнопки номер переворачивается и сменяется на заказанные у жестянщиков «левые» номера.
- Пластырь на знаке. Другой способ также очень популярен. Одна цифра на госзнаке просто заклеивается белым пластырем. Камера ГАИ все прекрасно снимает, но идентифицировать такой снимок и использовать как доказательство невозможно.
- Сила ветра. Еще один способ подсмотрен у американских гонщиков: используются законы природы. В бампере вырезается по форме номерного знака отверстие, верхняя часть знака крепится на петли. При наборе скорости номерной знак прячется в бампер, а при остановке возвращается в исходное положение.
Источник: Сегодня.ua
|
|
|