Введение
В рамках 4-го международного форума, журнал «Геопрофи» и информационный GPS-портал «GPS-club» организовали специализированный семинар, посвященный решениям и перспективам развития автомобильной навигации в России. Для выступления были приглашены представители известных зарубежных и отечественных фирм, представляющих различные сферы навигации – картографические данные, навигационные программы и оборудование. Обращая внимание на то, что докладчиками, в основном, выступали первые лица компаний и представительств, можно сделать вывод, что это встреча носила не формальный характер, а рассматривалась участниками как серьезное мероприятие по обмену опытом и информацией. По моим наблюдениям, основную массу присутствующих слушателей составляли все же представители компаний-докладчиков и фирм, участвующих в выставке. Более того, большинство друг друга очень хорошо знают, видели, либо общались виртуально в форумах. Поэтому случайных людей, способных высидеть 3 часа без антракта и деффчонок из групп «чир-лидинга», было мало. Да и не все «профессионалы» смогли стойко продержаться до конца мероприятия. Не могу сказать, что услышал на этом семинаре много нового, может быть, по большей части, потому, что все это ранее слышал на выставке, при общении на стендах, или читал в Интернете. Но в целом, все затронутые темы, интересны и полезны для понимания текущей ситуации с GPS навигацией в России, перспективами и тенденцией ее развития.
Информационный портал «С News R& D»
Руководитель направления «Наука и разработки» господин Еремченко В.Н. затронул несколько тем. Первая, это техническая неграмотность населения. Есть профессиональные сообщества, которые состоят из разработчиков, продавцов оборудования и услуг. И есть огромное количество потенциальных потребителей, которые просто не знают или не имеют достаточной технической грамотности для понимания своих потребностей. Многие до сих пор путают понятия “GSM”, “GPS” и “GRPS”. Проблема заключается в том, что нет доступных информационных ресурсов, призванных обеспечить обратную связь между профессионалами и потребителями. И одной из задач, портала, является попытка наладить эту связь, предложив «профессионально грамотный» материал, написанный понятным, доходчивым языком.
Вторая тема затрагивает коммерциализацию системы Глонасс. А именно тот подход, с которым пытаются это осуществить. Проблема заключается в том, что нет представления о целях развития системы, отсутствует метрологическая основа, а предпринимаемые правительством шаги лишены логики. В первую очередь необходимо уйти от местных систем координат и определиться со стандартом, который обеспечит эффективное использование доступных систем (Глонасс, GPS, скоро Galilleo). Требуется пересмотреть концепцию развития Глонасс и более точно, и полно, сформулировать все проблемы и методы их решения. Одной из возможностей коммерциализации системы является развитие офф-лайновых служб для контроля перемещения транспорта. Эти службы могут использоваться фискальными органами по взиманию тарифицированного дорожного налога, который будет зависеть от того, сколько километров и где проехал автомобиль. Системы контроля позволят упростить работу ГАИ, которая уже не будет контролировать скорость автомобилей, потому что вся информация будет храниться в, установленных на автомобилях, даталоггерах. Специальные терминалы, анализируя эти данные и сопоставляя их со скоростными ограничениями на различных участках дорог, помогут выявить все нарушения и автоматически рассчитать сумму штрафа. Системы призваны также упроститься взимание платы за пользование платными дорогами, которые можно в дальнейшем дополнить платными «полосами» на дорогах обычного назначения.
Российское представительство « TeleAtlas»
Президент Российского представительства «TeleAtlas» господин Турский А.П. рассказал о планах компании на ближайшие годы и сотрудничестве с производителями автомобилей, производителей автомобильного оборудования и разработчиками навигационных программ. Он отметил, что уже сейчас, использую картографическую базу данных «TeleAtlas» можно ввести конечную точку в любом Европейском городе и рассчитать до нее маршрут, непосредственно из Москвы. Покрытие основных магистралей Азиатской части России и деятельность китайских коллег, позволит в скором будущем создавать маршруты «Лиссабон- Пекин».
В первом полугодии 2007 года, планируется также представить данные для следующих городов – Калуга, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Сочи и нескольких городов Московской области. Во втором полугодии, планируется разработать карты для большинства крупных городов Ленинградской области. К концу 2008 года обновление карты Москвы будет включать описание всех междворовых проездов. Вообще, актуализации данных Московских дорог осуществляется каждый год, при этом сотрудники компании объезжают все улицы. Крупные магистрали, на которых строятся новые развязки, туннели, мосты, обновляются по мере сдачи объектов в эксплуатации. К сожалению, спецификация картографической базы «TeleAtlas» не поддерживает грунтовые тип дорог, но и они при сильной необходимости и важности дороги, могут быть включены в карту.
Компания активно сотрудничает с такими автомобильными гигантами, как «БМВ», «Порше», «Ауди», «Фольсваген» и «Даймлер Крайслер», которые интегрируют картографические данные «TeleAtlas» в навигационные системы, установленные на своих автомобилях. Поддерживается сотрудничество с производителями автомобильной аппаратуры – «Сименс», «Беккер, «Блаупункт», «Пионер». Карты компании используются в навигационных программах «Google», “iGo”, “Destinator”, “Mio”, “Автоспутник”.
Планируется, что в скором времени, в картографическую базу будет интегрирован слой с информаций о пробках.
Российское представительство « NavTeq»
Директор российского представительства «NavTeq», господин Козлов П.В., рассказал о перспективах навигационного рынка в мире и в России, и о новых возможностях, которые будут реализовано в ближайшем будущем в картографической базе данных
В приведенных гистограммах был показан рост продаж навигационного оборудования на рынках Америки и Европы. И если за прошедший год, в мире, было продано порядка 2 млн, устройств, то в 2007 году, эта цифра удвоится и составит 5 млн. устройств. Тенденциями и факторами развития автомобильных устройств будет появление очень дешевых, но при этом функциональных, приемников. Во многом, это будет связано с распространение дешевых авто из Китая. Пользователи будут рассматривать навигацию, не как интересную инновацию или даже средство роскоши, а как неотъемлемую часть жизнедеятельности. Распространение получат гибридные системы, которые не только содержат данные в памяти, но и смогут подгружать обновления и необходимые данные он-лайн, через WiFi и GPRS.
При этом, немаловажную роль в развитии навигационного рынка отводится России, потому что она уже занимает лидирующие позиции на потребительском рынке и рынке сотовой связи в Европе.
В картографическую базу “NavTeq” в ближайшем будущем планируется добавить слои с информаций о погоде, проекции зданий и достопримечательностей, значения ограничений скорости в зависимости от полосы движения и 3-D модели зданий. Были продемонстрированы слайды с 3-D изображением известных исторических и культурных памятников Питера, данные о которых компания подготовила для одного из своих заказчиков.
Немаловажную роль, компания уделяет сотрудничеству с производителями автомобилей. Новая система, призванная помочь водителя в управлении автомобилем, «Advanced Driver Assistance System» предупредит о столкновении, проинформирует о возможном сходе машины с полосы в повороте при текущем скоростном режиме, оптимизирует расход топлива. Функция «динамический ассистент обгона» обрабатывает большой объем информации – скорость машины, скорость впереди идущей машины, состояние дороги, полосность, предстоящую геометрию дороги. И на основании всех этих данных, система отобразит на экране пригодные и непригодные участки дороги для обгона.
Российское представительство “Benefon”
Российское представительство компании «Benefon» представлял один из членов раллийной команды, участвующей в национальном чемпионате, господин Васильев. Он рассказал о новой продукции компании “Benefon” и системах контроля автотранспорта, построенном на этом оборудовании. Новые совмещенные GSM/GPS приемники серии “Twig”, предназначены для контроля, слежения и обеспечения безопасности людей и транспортных средств. Местоположение объекта можно отследить с другого мобильного телефона, либо через Интернет, с помощью программы “Twig Friend Finder”. Это программа содержит карты Москвы, Питера, Европы, США и Австралии, и позволяет контролировать положение до 5-и объектов. Информация обо всех перемещениях хранится в архиве. Обмен осуществляется с помощью SMS сообщений, которые можно также запрограммировать для передачи тревожных сообщений на другой номер телефона. К сожалению, пока программа не доступна на русском языке.
Было выделено несколько перспектив развития персональных GSM/GPRS систем. Системы будут активно использовать информацию дорожной инфраструктуры (датчики дорожного полотна), данные о дорожном трафике и режимах работы светофоров, ожидается интеграция оборудования в существующие автомобильные системы для получения данных о параметрах движения. Персональные автомобильные системы будут обмениваться информаций с системами автоматизированного управления транспортными потоками, что может оптимизировать движение транспортных потоков.
Совмещенные GPS/GLONASS системы позволят повысить точность навигационного оборудования, надежность программного обеспечения, и дадут возможность не зависеть от текущей политической обстановки
Компания «Навиком»
Представитель компании «Навиком» господин Жуков С.В. рассказал о текущей ситуации и планах создания автомобильных навигационных картах России для приемников Garmin. Внимание было уделено новому программному продукту «Дороги России с Маршрутизацией. Федеральные округа», в которой применено новое деление карт по федеральным округам. На текущий момент, доступны карты с Центральным (Московская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Тверская, Ярославская области) и Северо-Западным федеральными округами (Ленинградская, Новгородская, Псковская области и Карелия). Карты распространяются на одном диске. Стоимость купона для активизации одного округа составляет 120$. Кроме традиционного издания на дисках, пользователям также будут доступны SD-карточки с загруженными картами.
Карта Центрального округа содержит более 24 тыс. точек POI, 49 городов с номерами домов и названия более 33 тыс. населенных пунктов. Для Северо-Западного округа, более 14 тыс. POI, 45 городов с номерами домов и более 18 тыс. населенных пунктов.
Новые карты можно использовать под различными операционными системами «Windows Mobile», “Palm”, “Symbian”, загружая их в КПК, смартфоны и коммуникаторы.
За последний год также обновились карты «Дороги России с Маршрутизацией» с описанием отдельных областей. И если в 2006 году, компания демонстрировала карты Московской и Ленинградской областей, общей площадью покрытий 123 тыс. кв. км., то в 2007 году карты уже покрывают 4 области СЗФО, 6 областей ЦФО, Краснодарский край и Новосибирскую область, общей площадью более 1 млн. кв. км. Во многом, такому развитию способствовало сотрудничество с компаниями «Навикарт», «ИнжГеоГис» и Сибирской Геодезической Академией. И если в 2007 году площадь покрытия округов от общей площади России составляет следующие показатели : ЦФО-1.6%, СЗФО-2.1%, ЮФО-1.0%, СФО-1.0%, общая площадь – 5.6%. То в 2008 году ожидаются следующие цифры: ЦФО-2.34%, СЗФО-5.65%, ПФО-2.56%, ЮФО-3.14%, СФО-9.19%, УФО-6.46%б ДВФО-7.56%. Что составляет 36.91% от общей площади территории России.
Компания «Навиком» будет уделять значительное внимание защите картографической информации, которая будет состоять из 3-х мероприятий. Первое, это защита с помощью криптографических технологий, представляемых компанией Garmin. Второе, это защита авторских прав, с применением в картах специальных меток, которые позволяют идентифицировать незаконное использование. И третье, это организация система продаж, при котором основной упор будет сделан на продажу предзагруженных карт.
Компания «СМИлинк»
Генеральный директора информационного агентства «СМИлинк» господин Гольдин П.Ю. рассказал об услуге по предоставлению информации о дорожной ситуации в Москве, методах сбора информации и дальнейших планах. По исследованиям, в Москве насчитывается около 3.5 млн. автомобилей, ежедневно в нее въезжает 500 тыс. машин, из всего этого количества 800 тыс. одновременно передвигаются по улицам города. Ежедневно автопарк пополняется на 400 ед. транспорта.
Со стороны водителей наблюдается интерес к получению информации о текущей дорожной ситуации, при этом динамика интереса растет.
Для получения информации о дорожной ситуации, компания использует различные методы сбора информации – объективные и субъективные. Объективная информация поступает от 125 детекторов, установленных на МКАД, 16 детекторов, установленных на въезде в город, и 77 детекторов на третьем кольце. Осуществляется сотрудничество с компаниями, которые имеют видеокамеры установленные в различных частях города (около 400 штук). В «темных» для системы улицах, устанавливаются собственные телекамеры. Субъективными источниками информации являются корреспонденты различных радиостанция, посетители Интернет-порталов, службы техпомощи, маршрутные такси, собственная автомобильная служба.
Поступающая информация обрабатывается в аналитическом центре и, после проверки, вносится в систему, откуда она распространяется до пользователей. Данные могут передаваться на телефоны, программы для компьютеров и КПК, терминал «RoadInformer» и интегрироваться в автомобильные навигационные программы. Уже сейчас осуществляется сотрудничество с производителями программ «МакЦентр», «Киберсо», «Навител», которые используют данные о пробках для отображения на карте и генерации оптимальных маршрутов. Бесплатная информация распространяется через Интернет, радиостанции, отображается на информационных панелях, установленных на дорогах и в торговых центрах.
Развитие услуги заключатся в увеличении объективных источников сбора информации, добавление новых статусов для описания состояния дорожного движения, создание информационного слоя видеоинформации для пользователей, поэтапное внедрение формата передачи данных о трафике TMS и доставку информации по каналам RDS. Последняя возможность позволит использовать штатные функции автомобильных навигаторов для получения информации о пробках.
Российское представительство « Siemens- Vdo»
Менеджер российского представительства «Siemens-Vdo» рассказал об автомобильных навигаторах, которые производит компания. Компания разрабатывает устройства, использующих навигационную информацию не только с GPS спутников, но и получают данные автомобильных датчиков и специальных инерциальных систем. Планируется что в дальнейшем к навигационным системам могут быть подключены услуги биллинга, например, для автоматической оплаты платного проезда, и автомобильные системы, которые призваны обеспечить безопасность движения. Компания уделят внимание дизайну устройств и различным настройкам экрана, чтобы навигаторы вписывались в интерьер автомобилей. Сотрудничество в «TeleAtlas» позволит в скором будущем предложить пользователям 3-D карты.
Компания «Вобис Компьютерс»
Менеджер по продукции компании «Вобис Компьютер» господин Софронов М выступил с темой, в которой поднял вопрос, чем же является автомобильная навигация – элитным сегментом или доступным сервисом. В 2006 году из 140 тысяч проданных потребительских устройств в GPS-модулем, автомобильные навигаторы составили 10 тыс. штук. Чтобы продукт стал массовым, необходимы следующие условия – невысокая цена, удобство использования и информационно-маркетинговая активность. Обязательно стоит упомянуть о правовой однозначности и 100% подготовке товара к розничным продажам на территории России. Психологический порог стоимости, за которую потребитель готов купить навигатор составляет 400$, и чтобы продукт был массовым, его цена не должна превышать 10 тыс. рублей.
Удобство использования подразумевает актуальность картографического материала, быстродействие, возможность обновления карты и ПО, простой интерфейс, адаптация интерфейса для использования в автомобиле, мобильность, которая позволили бы использовать навигационные устройства как в автомобиле, так и вне его, полная локализация и минимальное отвлечение водителя от процесса вождения.
Информационная и рекламная активность заключается в первую очередь в просвещении массового потребителя, и для этого необходимо использовать различные средства – тесты, обзоры в СМИ, познавательные передачи. Необходимо также, чтобы реклама была нацелена на ключевые группы потребителей.
По оценкам специалистов компании, потенциал рынка персональных навигационных устройств в 2007 году составит 100-200 тыс. устройств. И удвоение в два раза в 2008 году.
Российское представительство « GlobalSat»
Генерального директора российского представительства «GlobalSat» господина Патрова А.В. знаю достаточно давно, поэтому позволю себе некоторую фамильярность в изложении его доклада. Тема доклада была посвящена картографическим данным, доступным пользователям на территории России. Уважаемый Александр не подготовил красочную презентацию, так как рассчитывал на «круглый» стол и на общение «без галстуков» (и действительно, галстука не было) Стол оказался «прямоугольным» и импровизировать пришлось по ходу выступления. Вначале был затронута история развития навигации в России. Александр задал себе два вопроса, на первый ответил, потом задал третий вопрос, ответил на второй, опять упомянул о первом… и задал четвертый. ВСЕ !!!. Я запутался. Из внутреннего конфликта меня вывела фраза, в которой Москва сравнивалась с квартирой, где не нужно использовать навигатор для поиска тапочек. Я, конечно, слышал о последнем приобретении Александра, но забыл уточнить о метраже. Тут либо Москва маленькая, либо квартира большая. Хотелось бы также уточнить, согласно территориальному делению, что в Москве является «спальней», что «кухней»…, а что извините «гальюном» ?
А если серьезно, то в докладе был освещена довольно таки серьезная тема. На текущий момент, есть большое количество картографических продуктов для Москвы, Московской области и Питера. И это объясняется тем, что основная платежеспособная масса пользователей сконцентрирована в этих региона. И многим производителям выгоднее в очередной раз обновить карту Москвы, которую гарантированно купят, и будут использовать. В регионах большого спроса нет. Да, последний год покупательская способность населения заметно выросла и объем продаж растет. Но нельзя продавать навигаторы там, где нет хороших и качественных карт.
Именно поэтому, российское представительство «GlobalSat» отказалось от поставок автомобильных версий приемников с предустановленной версией “iGo” и заключило договор с «МакЦентром» на продвижение «Автоспутника». Даже если «TeleAtlas» осуществит свои планы в этом году, то до конечного пользователя в составе того же «iGo» новые данные поступят через 1 год. Сотрудничество с российской компанией позволит ускорить этот процесс и использовать данные не только от зарубежных поставщиков и от российских компаний, занимающихся производством картографических данных.
Компания «Навика Дата»
Представитель компании «Навика Дата», являющейся дистрибьютором «ТomTom» в России, господин Тетерин В. рассказал о функциональных возможностях одной из моделей и планах по освоению российского навигационного рынка. В качестве образца для презентации был выбран навигатор «TomTom 910 Go». Это довольно дорогая, но при этом функциональная модель, модель. Основной упор, компания делает на развитие сервисов в России, которые использует приемник. Первое, это информация о текущей погоде и прогноз на 5 дней. Второе, это доступ к обновляемой базе данных с расположением камер контроля скорости. Третье, это возможность выбора набора голосовых поправок. Уже сейчас записано 4 набора, озвученных голосами известных людей. И скоро из динамика можно услышать «Однозначно, направо» или «Верным путем, идем товарищи». Хотя с озвучкой, типа «Ээээеееээ, ….понимаешььь,….аааеееэээ,…. налево» можно и нужный поворот проскочить. Сервис «Бадди» (приятели) позволяет увидеть на карте местоположение своих друзей, автомобили которых оборудованы навигаторами «TomTom».
К сожалению, пока картографическое покрытие навигаторов содержит только информацию о Москве и Питере. Не решен вопрос и с русификацией. Из-за этого возникла задержка с поставкой в Россию всей линейки моделей «TomTom».
Среди факторов, которые сдерживают рост продаж навигационного оборудование в России, докладчик выделил техническую неграмотность населения, неподготовленность торговых сетей, где мало специалистов, способных грамотно и понятно рассказать о возможностях и назначении навигаторов, и отсутствие поддержки со стороны государства.
Компания «Навител Навигатор»
Генеральный директор компании «Навител Навигатор» рассказал об особенностях автомобильной навигационной программы, разработанных специалистами фирмами. Не вдаваясь в подробности, в связи с ограничением во времени, было выделено несколько особенностей, которые отличают продукт от аналогичных программ. В первую очередь, это схожесть информации и представления векторной карты с бумажными оригиналами, которыми привыкли пользоваться люди. В программе, реализована адресация дробных номеров домов, которой нет в большинстве других программ. И самое главное, это взаимодействие с пользователями, которое позволяет любому желающему обладающими небольшими знаниями в работе с компьютером, самостоятельно нарисовать векторную карту своего региона. Либо внести коррективы и дополнения в существующие карты. Эта возможность позволяет пользователям отдаленных регионов, до которых еще не скоро дойдут мировых картографические гранды, не чувствовать себя «на краю мира». Для поддержки этих возможностей, на сайте компании имеются подробные и понятные инструкции, можно скачать нужные утилиты, а в самой программе реализованы все необходимые функции.
Одна из позиции политики компании – это дать возможность производителям картографической продукции продавать свои карты. В сотрудничестве с такими компаниями, в текущем году планируется добавить карты 5-6 областей с областными центрами и будет очередное обновление карты Москвы.
Затем слово было передано представителю компании «ИГИТ», которая является поставщиком картографической базы данных по Москве и области. С его слов, обновление улиц Москвы происходит ежемесячно. Специалисты компании держат «руку на пульсе», зная обо всех улицах и объектах, которые находятся на стадии строительства и изменений. После завершения строительства и открытия объектов, информация сразу же поступает в базу данных. Постоянно обновляется данные дорожной разметки и знаков, регулирующих движение.
В этом году, база данных пополнится информацией о 10 тыс. точек POI. В конце года будет добавлено еще 20 тысяч. Обновится карта Московской области и будет добавлена информация о 15 новых городах. В конце года, их количество достигнет 50-и. Осваиваются новые территории. В планах, создание подробных карт Питер и Нижнего Новгорода с областями.
Все эти карты, по мере подготовки, будут добавляться в продукт компании «Навител» Докладчик отметил, возрастающую конкуренцию со стороны зарубежных компаний, но на рынке Москвы он обещал, что «Мы их сделаем !»
Вот на такой патриотической ноте и хотелось бы закончить повествование об этом семинаре. Но отнести ее, в большей степени, к западной общественности, которая, наконец-то, стала осознавать весь потенциал российского рынка и перестала ассоциировать Россию с «балайками, медведями и водкой». В России, есть достойные компании и люди, которые способны не только правильно использовать современные навигационные технологии, но и создавать конкурентоспособные программы и оборудование. Есть люди, которые готовы организовывать выставки, семинары и форумы, на которых профессионалы и любители могут вести нормальный диалог. «Первый блин» не получился «комом». Были накладки, куда без них, но в целом мероприятие удалось. Были действительно интересно. Удачи !
Источник: gpsportal.ru
Дата: Понедельник, 21 Января 2008